![]() |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Нижневартовска ДЕТСКИЙ САД №15 "СОЛНЫШКО"
|
Навигация
|
Модельная методика рейтингования ДООМОДЕЛЬНАЯ МЕТОДИКА РЕЙТИНГОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕЙТИНГОВАНИЕ Объектом исследования является оценка качества образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций. Цель работы – разработка модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с учетом необходимости обеспечения потребителей образовательных услуг объективной информацией о качестве образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, стимулирование руководителей образовательных организаций на улучшение качественных показателей, обеспечение руководителей и специалистов сферы образования корректной сравнительной оценкой подведомственных учреждений. В результате работы впервые в методику рейтингования дошкольных образовательных организаций включены показатели самообследования и критерии независимой оценки качества образовательной деятельности организации. Эффективность внедрения обеспечивается ориентацией на повышение открытости системы образования и использование результатов оценки качества образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в разработке программ развития и повышение качества управления развитием системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ РЕЙТИНГА Обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования определено в качестве цели подпрограммы 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 [1]. Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования является одной из ключевых стратегических задач развития системы образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций. Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ и включает в себя [2]: 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся; 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. Независимая оценка качества образования [3] – оценочная процедура, которая осуществляется в целях определения соответствия предоставляемого образования: - потребностям физических лиц – потребителей образовательных услуг (в том числе родителей несовершеннолетних, обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей и иным программам, и совершеннолетних, обучающихся по соответствующим образовательным программам) в части оказания им содействия в выборе образовательной организации, образовательных программ, соответствующих индивидуальным возможностям обучающихся, а также определения уровня результатов освоения образовательных программ; - потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы; - учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ. Независимая оценка качества образования может осуществляться в форме рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур в отношении образовательных организаций всех видов, в том числе с использованием методологии и результатов международных сопоставительных исследований в области образования [3]. При создании рейтингов дошкольных образовательных организаций и при реализации иных форм независимой оценки качества в Российской Федерации проявляют инициативу российские информационные агентства и их региональные представители. Например, агентство социальных исследований «Социальный навигатор» (РИА «Новости») и Институт психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования, при участии региональных органов управления образования ежегодно проводит рейтингование детских садов. Рейтинг сформирован на основе Методики, разработанной Институтом психолого-педагогических проблем детства РАО и согласованной Экспертным советом по образованию «РИА Новости». Детские сады оценивались с точки зрения условий, созданных для ребенка, педагогического состава и дополнительных услуг детсада [4]. В 2014 году в исследовании по рейтингованию дошкольных образовательных организаций участвовали 3969 детских садов из 21 региона Российской Федерации [5]. В 2013-2014 годах в нормативно-правовом регулировании системы российского, в т.ч. дошкольного образования, произошли существенные изменения. Статьей 10 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] дошкольное образование определено в качестве первого уровня общего образования, для которого утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [6]. С целью реализации принципа информационной открытости образовательных организаций утвержден Порядок проведения самообследования образовательной организацией [7] и показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию [8]. Министерством образования и науки Российской Федерации разработаны методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) образовательных организаций [3], а в статью 95 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесены изменения, касающиеся независимой оценки качества образования [2]. Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 № 413-п утверждена государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» [9]. Указанные изменения обусловили необходимость разработки модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, формируемой на основе общедоступной информации с учетом стратегических направлений развития системы образования, требований ФГОС ДО и установленных критериев независимой оценки качества образовательной деятельности организаций. Рейтингование дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ориентировано на обеспечение потребителей образовательных услуг объективной информацией о качестве образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, стимулирование руководителей образовательных организаций на улучшение качественных показателей, обеспечение руководителей и специалистов сферы образования корректной сравнительной оценкой подведомственных учреждений. С целью обеспечения единообразия региональных подходов к рейтингования образовательных организаций при разработке модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры учтены основные принципы методики сравнительной оценки и рейтингования общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, разработанной ЗАО «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» в 2013 году [10].
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕЙТИНГОВАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Рейтинги в сфере образования являются популярным и востребованным инструментом управления и информирования потребителей образовательных услуг. Объектом рейтингования могут выступать [3]: - образовательные программы, реализуемые образовательными организациями; - условия реализации образовательного процесса; - сайты образовательных организаций; - результаты освоения обучающимися образовательных программ. В соответствии со статьей 95.2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] независимая оценка качества образовательной деятельности организаций должна проводиться по таким общим критериям, как: - открытость и доступность информации об образовательных организациях; - комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - доброжелательность, вежливость, компетентность работников; - удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций. Особое внимание в модельной методике рейтингования дошкольных образовательных организаций уделяется обеспечению соответствия используемых инструментов оценки современным требованиям и императивам образовательной политики, сформулированным в таких документах, как: 1) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [1]; 2) Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы» [9]; 3) План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [5]; 4) Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов [11]; 5) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [6]. Анализ указанных документов позволяет сформировать в качестве стратегических задач развития современной дошкольной образовательной организации: 1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; 3) модернизация образовательных программ, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации, реализацию индивидуальных образовательных траекторий (сопровождение одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями), формирование культуры здорового образа жизни; 4) создание материально-технических условий, обеспечивающих комплексную безопасность и комфортную реализацию образовательного процесса и гарантирующих равные возможности для современного качественного образования; 5) развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих повышение финансово-хозяйственной самостоятельности образовательной организации; 6) развитие кадрового потенциала за счет обновления состава и компетенций педагогических кадров, создания механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию; 7) повышение удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг. Дополнительно следует отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует образовательные организации на решение следующих задач [6]: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Сформированная с учетом требований образовательной политики, зафиксированных в федеральных документах и специфики задач развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является основой для присвоения рейтинговой оценки, отражающей качество образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Рейтинговая оценка представляет собой комплексную оценку дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исходя из оценки условий образовательной деятельности в соответствии с нормативными требованиями и императивами образовательной политики, потенциала развития образовательной организации, возможностей индивидуального развития обучающихся и удовлетворенности результатами образовательной деятельности. Рейтинговая оценка определяется количественными и качественными параметрами образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Целевой аудиторией результатов рейтинга дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры являются следующие группы: - родители, имеющие детей дошкольного возраста, – реальные и потенциальные потребители образовательных услуг дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; - руководители и педагогические работники дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; - муниципальные органы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляющие управление в сфере образования; - отраслевые органы исполнительной власти (Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры); - широкий круг общественности. Аудитория рейтинга разнообразна и имеет различные цели и задачи, исходя из которых, определяется схема представления результатов. Итоговый комплексный рейтинг, как и семейство частных рейтингов, являются публичными инструментами для улучшения качества образования и должны находиться в открытом доступе. Процедура рейтингования осуществляется с целью повышения качества предоставляемых образовательных услуг, призвана способствовать: - развитию конкурентной среды; - повышению открытости системы образования; - выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса; - сохранению и развитию разнообразия образовательных программ; - анализу и принятию эффективных управленческих решений в области развития образования. С целью обеспечения единообразия подходов к рейтингования образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций в части методологии базируется на основных принципах методики сравнительной оценки и рейтингования общеобразовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, разработанной ЗАО «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» в 2013 году [10], и предполагает формирование комплексного рейтинга как ранжированного списка дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в порядке убывания значения рейтингового функционала.
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМА СБОРА ИНФОРМАЦИИ В соответствии с положениями статьи 95.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья введена Федеральным законом от 21.07.2014 № 256-ФЗ) независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе общедоступной информации. Общедоступной является информация, размещенная на официальном сайте образовательной организации, а также при необходимости информация, формируемая в соответствии с государственной и ведомственной статистической отчетностью, предоставляемой оператору (организации, осуществляющей сбор, обобщение и анализ информации) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления [2]. В соответствии с пунктом 2.2.1 методических рекомендаций Минобрнауки РФ по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций [3] все информационные источники, используемые для осуществления рейтинга, должны быть открытыми, а также предусматривать возможность уточнения и/или проверки представляемых данных (отчетные данные ведомственной статистики, базы данных, результаты внешних оценочных процедур, мнения школьников, учителей и родителей и т.п.). Таким образом, с учетом действующего законодательства, источниками информации для формирования рейтинга дошкольных образовательных организаций может выступать: 1) информация, размещенная на сайте образовательной организации в соответствии со статьей 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» [12], требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет» и формату представления на нем информации [13]. 2) отчеты о самообследовании образовательных организаций, подготовленные в соответствии с порядком проведения самообследования образовательной организацией [7] и включающие показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию [8]; 3) публичные доклады о результатах деятельности образовательных организаций, учитывающие рекомендации Минобрнауки РФ [14, 15]; 4) информация об образовательной организации, предоставляемая в рамках мониторинга системы образования [16, 17, 18]; 5) сведения о деятельности образовательной организации, предоставляемые в рамках федерального статистического наблюдения [19]; 6) показатели эффективности деятельности муниципальных образовательных организаций, формируемые и публикуемые в рамках реализации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников государственных (муниципальных) учреждений [20]; 7) иная общедоступная информация. Разработанная АУ «Институт развития образования» модельная методика рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предусматривает систему сбора данных для расчета показателей на основе принципов независимой системы оценки качестве образования, включающую четыре основных источника: 1) отчеты о самообследовании дошкольных образовательных организаций, размещенные на сайте образовательной организации в сети «Интернет»; 2) информацию об образовательной организации в рамках мониторинга системы образования, предоставляемую в Единую информационную систему Минобрнауки РФ через регионального оператора мониторинга; 3) сведения о деятельности образовательной организации в рамках федерального статистического наблюдения, предоставляемую Департаменту образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры муниципальными координаторами; 4) сведения, формируемые оператором (организацией, осуществляющей сбор, обобщение и анализ информации) самостоятельно на основе мониторинга сайтов образовательных организаций и проведения анкетирования родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. В ходе апробации модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры необходимо учитывать следующее. Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации в рамках федерального статистического наблюдения по форме № 85-К предоставляются территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации 16 января года, следующего за отчетным. Отчет о самообследовании дошкольной образовательной организации составляется по состоянию на 1 августа текущего года, размещается в Интернете и направляется учредителю не позднее 1 сентября соответственно. Итоговые отчеты мониторинга системы образования на муниципальном уровне, включая информацию об образовательной организации органы местного самоуправления предоставляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, не позднее 25 октября года, следующего за отчетным. Сведения, самостоятельно формируемые оператором на основе мониторинга сайтов образовательных организаций и проведения анкетирования родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций, рекомендуется формировать в октябре-ноябре учебного года, следующего за отчетным. Таким образом, наиболее приемлемым сроком проведения рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры является ноябрь года, следующего за отчетным, а формирование сводных форм и анализ результатов рейтингования приходится, соответственно, на декабрь-январь. В силу происходящих изменений мониторинга системы образования, отсутствия сложившихся процедур рейтингования в первый апробационный период (2014 год) рекомендуется заполнение форма сбора данных рейтингования непосредственно образовательными организациями, с последующей верификацией представленных данных оператором рейтингования. Далее (2015-2016 гг.) следуют апробировать механизм заполнение форма сбора данных рейтингования оператором с последующей верификацией представленных данных образовательными организациями. Штатно используемая методика рейтингования дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предполагает независимую оценку качества образовательной деятельности организаций на основе общедоступной информации без привлечения к заполнению форм и верификации данных образовательных организаций.
РАЗДЕЛ 3. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕЙТИНГОВАНИЯ На основе приоритетных задач функционирования и развития дошкольных образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исходя из требований образовательной политики, зафиксированных в федеральных документах и учитывающих специфику задач развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры сформулирована система критериев оценки качестве образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, включающая оценку: 1) условия обучения и воспитания; 2) удовлетворенность результатами образовательной деятельности; 3) развитие кадрового потенциала; 4) развитие содержания образования; 5) дополнительные услуги; 6) реализация индивидуальных образовательных маршрутов. Указанные критерии оценки качестве образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях объединяются в три основных интегральных рейтинговых фактора: 1) качество образовательной деятельности; 2) потенциал развития образовательной организации; 3) возможности для индивидуального развития обучающихся. На основе принципов системы независимой оценки качества образования, с учетом существующих мониторингов системы образования, в том числе систем мониторинга Министерства образования и науки РФ, существующих форм отчетности в рамках федеральных статистических наблюдений, показателей самообследования дошкольных образовательных организациях разработана система показателей рейтингования (таблица 1, 2). Таблица 1. Критерии и показатели модельной методики рейтингования дошкольных образовательных организациях
Таблица 2. Источники показателей модельной методики рейтингования организаций дополнительного образования детей
Обсудить методику здесь. Нам очень важно Ваше мнение |
Уажаемые родители и гости сайта!Предлагаем Вам ознакомиться с информацией: «Как заблокировать сайт с противоправной информацией?»Уважаемые родители!У Вас есть возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций). Более подробно можно ознакомиться перейдя по ссылке >>>>>Уважаемые родители! На сайте Минкомсвязи России Вы можете получить государственные и муниципальные услуги в электронной форме. Уважаемые родители! Прокуратура города Нижневартовска предупреждает об административной и уголовной ответственности за экстремистскую деятельность. Предлагаем Вам ознакомиться с материалами по профилактике терроризма и экстримизма Уважаемые родители! Родителям, не оформившим компенсацию части родительской за присмотр и уход за детьми в образовательном учреждении, необходимо заполнить заявлении в бухгалтерии МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 "Солнышко". Подробнее Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в работе Виртуального клуба "Дошколёнок" портала системы образования города Нижневартовска (http://edu-nv.ru/) |
Пользовательское соглашение |